Профилактика нарушений превыше всего
С принятием федерального закона ФЗ-248 в обиходе роспотребнадзора появились «профилактические мероприятия» – это меры по пресечению или устранению нарушений, которые могут повлечь причинение вреда (ФЗ-248, ст. 45).
Предполагается, что теперь роспотребнадзор из «карательного» органа, который проверяет и штрафует должен превратиться в орган, который в первую очередь будет заниматься профилактикой нарушений и снижением риска отравлений и любых причинений вреда потребителям.
Будем наедятся что теперь из лексикона проверяющих уйдут фразы вроде «моя задача проверить и наказать», «я не обязан объяснять, сами должны разбираться», «почитайте требования сами» и другие отсылки вроде – это Ваша проблема, я ее решать не буду.
Для такой профилактики предусмотрено 7 видов профилактических мероприятий:
1. Информирование
2. Обобщение правоприменительной практики
3. Меры стимулирования добросовестности
4. Объявление предостережения
5. Консультирование
6. Самообследование
7. Профилактический визит
Рассмотрим их подробнее:
1. Информирование может проводится посредством размещения информации на официальном сайте органа надзора, в средствах массовой информации, через личные кабинеты в государственных информационных системах (госуслуги, налоговая и т.п.).
2. Обобщение правоприменительной практики – проводится для обеспечения единообразных подходов к применению обязательных требований – то есть результаты проверок и нарушений собираются, анализируются, на их основе совершенствуется законодательство, устраняются недочеты или ошибки в требованиях и их трактовках.
3. Меры стимулирования добросовестности – принимаются в качестве мотивации соблюдения обязательных требований в виде нематериального поощрения добросовестных контролируемых лиц. Например, снижение количества проверок, снижение категории риска при соблюдении всех требований.
4. Объявление предостережения – выносится при наличии у органа надзора сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований. То есть при первом нарушении, вместо штрафа могут выдать предостережение и дать время на его устранение.
5. Консультирование – осуществляется по обращениям контролируемых лиц. Консультировать могут по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме, во время проведения профилактического или надзорного мероприятия.
6. Самообследование – это самостоятельная оценка, которая проводится в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований. Эта возможность уже реализована в сфере охраны труда. Роспотребнадзор на момент публикации этой статьи еще не реализовал таких мер.
7. Профилактический визит – проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-связи.