Профилактические визиты и их особенности
До реформы надзорной деятельности, самым массовым видом контрольных мероприятий были обычные плановые проверки, которые проводились по графику, раз в три года.
Теперь, по итогам реформы, самым массовым и распространенным КНМ должен стать профилактический визит- он направлен не на наказание (как проверка), а на профилактику нарушений.
1. Профилактический визит – это профилактическое мероприятие, которое проводит инспектор роспотребнадзора на самом объекте общественного питания или путем использования видео-конференц-связи. Инспектор общается с владельцем или руководителем предприятия общественного питания.
2. В ходе профилактического визита руководителя информируют об обязательных требованиях, которые обязано соблюдать предприятие общественного питания. Инспектор может осуществлять консультирование. Он расскажет о том, к какой категории риска относится предприятие, о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также об интенсивности проверок, которые будут проводится в отношении объекта общественного питания.
3. При проведении профилактического визита не могут выдавать предписания, инспектор не может требовать устранения нарушений или выписать штраф. Вам могут дать только разъяснения, ответить на Ваши вопросы, но все ответы и указания данные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
4. В ходе профилактического визита инспектор может осуществляться сбор сведений об объекте, которые необходимы для отнесения объектов контроля к категориям риска (для риск-ориентированного подхода, который рассмотрели выше). То есть предприятие по итогам визита могут отнести даже к высокой категории риска (1-й или 2-й), а значит и частота контрольных мероприятий в отношении объекта будет проводится чаще.
5. Если при проведении профилактического визита выявят серьезные нарушения, которые представляют явную, непосредственную угрозу причинения вреда, могут привести к отравлению потребителей, инспектор незамедлительно направляет информацию о нарушении в надзорный орган. В итоге может быть принято решение о проведении полноценной проверки.
Например, частое нарушение в общественном питании – отсутствие процедур ХАССП, программы производственного контроля (обязательные требования – статья «Что такое ХАССП и для чего он нужен в общепите» и статья «Программа производственного контроля и ХАССП в общепите»). Отсутствие ХАССП можно определить по внешним признакам, и этого может быть достаточно для принятия инспектором решения о проведении полноценной проверки объекта.